Часто оценка обучения сводится к формальному заполнению анкет по окончании тренинга. Но этого недостаточно, чтобы измерить эффективность вложенных в обучение инвестиций и понять, что следует улучшить.
⠀
Сегодня расскажем вам о наиболее актуальных методах оценки эффективности обучения, встречающихся в современной практике.
⠀
🔹Оценочная модель Дональда Киркпатрика.
Это четырехуровневый алгоритм, благодаря которому можно ответить на главный вопрос — что нужно предпринять, чтобы процесс обучения проходил еще более эффективно. Данный метод позволяет понять, насколько программа соответствует потребностям обучающихся сотрудников.
⠀
🔹Пятиуровневая модель Дж. Филлипса (ROI).
Джек Филлипс усовершенствовал и дополнил программу оценки обучения персонала Киркпатрика.
⠀
Появился пятый уровень – расчёт финансовой отдачи от инвестиций компании в обучение.
На ранних этапах проведения оценки обучения персонала выбираются финансовые показатели эффективности, которые измеряют до и после обучения. Полученные результаты переводятся в денежный эквивалент и используют для расчёта ROI.
⠀
Этот метод применяют с наиболее дорогостоящими и долгосрочными проектами, т.к. он весьма ресурсоемкий.
⠀
🔹Системная модель Стафлебима (CIPP) — позволяет оценить не только полученный результат обучения, но и сам процесс.
⠀
Окупаемость проекта с помощью этой модели подсчитать не получится, но HR-специалист может воспользоваться ей, например, для оценки развития навыков клиентоориентированности менеджеров по продажам.
⠀
🔹Оценочная модель Майкла Берда (CIRO).
Модель CIRO во многом схожа с моделью Д. Киркпатрика. Оценка эффективности обучения основывается на показателях удовлетворённости сотрудников процессом обучения и измерение влияния обучения на различные аспекты деятельности компании.
⠀
При выборе метода оценки обучения обратите внимание на то, как он соотносится с вашей основной целью оценки. Есть методы, которые позволят вам провести глубокую оценку образовательного процесса, чтобы сделать выводы о качестве обучения. Также есть методы, которые включают оценку окупаемости образовательного проекта.